Лента новостей

Главные Деды Морозы народов России

Образ доброго волшебника, который дарит детям новогодние подарки, существует в культурах разных народов. Коллег у Деда Мороза много, и все они отличаются друг от друга. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Главные Деды Морозы народов России

Тюркский (башкирский и татарский) Кыш Бабай, фольклорное имя зимнего бога Тенгре, отвечающего за веселое празднование Нового года, которое начиналось в самую длинную ночь в году. Кстати, он способен исполнять желания, в чем ему помогают весьма необычные шептуны. В наши дни Кыш Бабай имеет собственную резиденцию, которая расположена в Арском районе Татарстана, в 60 км от столицы республики. Здесь сказочный персонаж вместе со своей дочкой Кар Кызы (Снегурочкой) принимает гостей. Компанию им составляют герои восточной легенды, повествующей о несчастной любви — Шурале, Тахир и Зухра, аналог Баби-яги — Убырлы Карчык, снеговики, шайтаны и другие вошлебные существа.

Ямал Ири – Дед Мороз народов Ямала. Обитает он в находящемся прямо на Полярном круге Салехарде. Одежда у него под стать местным реалиям и состоит из оленьих шкур. Длинные черные волосы заплетены в косу, а на поясе он носит живописное украшение из мамонтова бивня. Разумеется, Ямал Ири является шаманом, который повсюду носит с собой бубен, которым способен нагнать холоду, а заодно и выморозить все плохое.

Чысхаан – Дед Мороз якутов. Он предпочитает ходить по самому суровому краю России в образе Зимнего Быка. Этакий Дедушка-Минотавр, обитающий в Северном ледовитом океане, который он покидает, чтобы покрыть холодом всю землю. Причем, чем больше у него отрастают рога, тем более свирепым становится мороз. Соответственно, когда рога состарятся и отпадут, зима закончится, и он снова уйдет вместе с речными потоками в Северный океан. Живет он недалеко от местного эколого-этнографического комплекса Чочур-Муран. Кстати, никакой общественной работой и общением с детишками он не занимается. Его дело – сидеть на троне и очищать землю от зла. Семья якутского деда более обширна, чем у российского. У него есть есть жена Хаарчаана, тесть Эхээ Дыл, отвечающий за подарки детям, теща Хотун Кыхын (Зима).

Марийцев с праздником Овечьей ноги (марийским Рождеством) поздравляют целых два Деда Мороза. Первого зовут Юшто Кугыза (в переводе – холодный дедушка, дух холода), а его внучку – Лумудыр. Резиденция мордовского деда расположена в селе Кукнур Сернурского района. А второй (неофициальный) – Васли Кува-Кугыза, или просто дед Василий. Живет он со старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза.

У карел сразу три деда, причем все разного возраста. Самого молодого зовут Паккайне, он проживает в городе Олонец. Собственно, он ещё совсем не дед, слишком молод. Скорее «морозец», у этого коллеги нрав очень веселый и резвый. Он обожает шутки. При этом, озорной карельский Дед Мороз с удовольствием занимается такими оригинальными видами спорта как метание валенка и им подобными. Средний по возрасту «дед» – Талви Укко. Его вотчина состоит из настоящих саамских чумов и находится в пос. Чална. А по хозяйству деду помогает внучка Лумикка (карельская Снегурочка). Самый старший дед – Халла, вотчина которого находится в селе Нижняя Салма. Его уютный дом обогревает камин, а хозяйством занимается добрая старушка Инкери. Помогают ей домовята – Чистюля, Непоседа и Зевака. Кроме них в резиденции живёт ещё одна волшебница – Тонтту, в ведомстве которой доставка новогодних подарков.

В чувашии дед по имени Хёл Мучи. Поселился на главной площади Чебоксар, прямо у Чебоксарского залива. В его волшебном доме есть исполняющий желания волшебный сундук и говорящий самовар. А проживает дед вместе с внучкой Юр Пике.

Бурятский новогодний герой зовется Сагаан Убугун (в переводе – белый старец). Это хранитель жизни, даритель долголетия и символ плодородия. Ходит дед с четками и волшебным посохом с изображением мифического водяного чудища. Кстати, Саган Убугун поздравляет жителей Бурятии с праздником не 31 декабря, а по лунному календарю, согласно буддийским обычаям празднования Нового года (Сагаалгана). Резиденция бурятского деда находится в Улан-Удэ. Помощников у деда нет, со всем справляется сам.

Один из самых загадочных волшебников живет в Кабардино-Балкарии. Зовут его Уэс-Дадэ. О нём мало что известно, кроме того, что дед также носит тулуп, бороду и традиционный для горца кинжал.

В Мордовии есть высший бог Нишке, а в его подчинении находится Мороз Атя, живущий в одном из семи волшебных амбаров Нишке (село Кивать, Ульяновская область). Только под Новый год Якшамо Атя (в переводе - холодный дед) выходит из амбара в своем кафтане, украшенном мордовскими орнаментами.

Удмуртский Тол Бабай, пожалуй, самый романтичный из всех Дедов. Это потомок древнего народа алангасаров, ушедших под землю, когда на неё пришли люди. Точнее, один из представителей народа, не успевший шагнуть в портал, залюбовавшись красотой природы. Резиденция Тол Бабая расположена в деревне Титово, где он проживает вместе с помощницей. Тол Бабай носит фиолетовую шубу, в руках кривой посох, изогнувшийся от долгих странствий.

Армянский Дзмер Папи (дословно - Зима-дед ) или Каханд Пап (дословно - Дедушка Нового года). Его спутницу зовут «Dzyunanushik», дословно – «Снежная Ануш». Считается, что армянский Каханд Пап спустился с трехкилометровой горы Цуртов на севере Армении. Эта гора - самое холодное место в стране: снега на вершине не бывает лишь 10 дней в году.

Казахский Аяз Ата — один из самых популярных новогодних дедушек СНГ. Гостей встречает он вместе с внучкой Акшакар. Резиденция Аяз Аты находится в 12 километрах от поселка Бурабай (Боровое). Новая резиденция Аяз Ата может появиться в 40 километрах от Усть-Каменогорска, рядом с горнолыжным курортом Нуртау. Аяз Ата – дедушка относительно молодой. Образ казахского волшебника сформировался, когда республика получила независимость. До этого он полностью копировал русского Деда Мороза. Теперь же у Аяз Ата – национальный синий кафтан и кожаные сапоги вместо валенок.