Еврейская культура

В настоящее время в городе Магнитогорске существуют 3 еврейских организации: Иудейская религиозная организация «Магнитогорская Еврейская Община», «Сохнут» и «Еврейская воскресная школа» (от посольства Израиль). Все эти три организации работают в тесном контакте с Домом дружбы народов.

Деятельность еврейской диаспоры и творческих коллективов еврейской культуры ДДН, которыми в настоящее время руководит Елена Матвеевна Боровкова, направлена на возрождение, сохранение и дальнейшее развитие культурного наследия, просвещение еврейского населения, приобщение его к национальным традициям. Евреи свободно и гордо несут свою еврейскую культуру в массы! И зрители их любят! И зрители им аплодируют! А среди них (зрителей) – люди разных национальностей! В этом и есть неоспоримый большой вклад нашего уникального учреждения культуры – Дом дружбы народов многонационального города Магнитогорска!

Праздники «Еврейского календаря» проходят в Доме дружбы народов, согласно существующим традициям. Это праздники: «Рош-а-Шана» (Голова Года, еврейский Новый год), «Ханука» (праздник света), «Пурим» (Карнавальный праздник). В концертном зале Дома дружбы народов собираются все те, кто неравнодушен к еврейской музыке, песням, танцам! Они заставляют зрителей грустить и веселиться, плакать и смеяться, радоваться жизни! В праздничных программах на сцене представляется как культура Израиля, во всём её многообразии и уникальности, так и культура восточно-европейских евреев – культура «идиш». Все выступления артистов сопровождаются бурными аплодисментами и криками «Браво!».

Также, и в самой общине проходят еврейские праздники: «Песах» (Исход евреев из Египта), Ту-Бишват (Праздник новых деревьев), Суккот (Праздник шалашей), Симха Тора (Праздник Торы), День независимости Израиля, День Иерусалима и другие. Активное участие принимают дети «Еврейской Воскресной школы», а еврейские творческие коллективы Магнитогорского Дома дружбы народов готовят большую концертную программу.

Творческие коллективы еврейской культуры Магнитогорского Дома дружбы народов принимают активное участие в просветительской работе, культурной жизни города и деятельности общины.


Рош-а-Шана

«Доброго и сладкого года!» - отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош-а-Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого. «Шана» на иврите - год, а «рош» - голова, вместе голова года, то есть его начало.

Суккос - радостное время года

Этот праздник совпадает со временем сбора урожая. 40 лет евреи блуждали по пустыне, прежде чем удостоились вступить в земли Израиля. Они жили в простых шалашах, которые можно было быстро разобрать и перенести на другое место. В память об этих шалашах, евреи каждый год строят подобный у своего дома, этот шалаш называется "сукка".

Шабос (шаббат) - суббота (день отдыха)

В Шабос никто не ходит на работу и не занимается домашними делами. Это особый, светлый день, исполненный царского достоинства и величия, отмеченный покоем и радостью. Седьмой день приходит, чтобы благословить, одарить светом, теплом и любовью, освободить от всех забот и тревог.

Песах - праздник свободы

Фараон освободил у себя в Египте евреев, но потом сожалел, что позволил им уйти. И отправил вдогонку войско. Моисей спас евреев своим посохом и уничтожил войско фараона, а израильтяне вышли из моря свободными и невредимыми. Так бог спас и защитил свой народ.

День памяти жертв Холокоста

День Катастрофы и героизма еврейского народа - установлен в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период второй мировой войны.

Ханука

Еврейский праздник свечей, праздник света, радости, веселья, игр. Восемь дней подряд еврейский народ зажигает ханукальные свечи, в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры.

Пурим

Праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий».

Ту-Бишват

Так же называют «Рош-а-Шана ла’Иланот» - буквально «Новый год деревьев». В месяц шват распускаются почки на ветвях, и разворачивается зеленая листва, наступает новый год для всего растущего на земле.

Перед первой мировой войной на Урале активно развивается промышленность, что вызвало качественные изменения в социальной сфере. Увеличился приток населения на Урал из западных губерний России. За счет такой миграции росло и еврейское население. Так, в Челябинск в 1911 году прибыло 52 еврея. Исторические документы свидетельствуют о видах деятельности евреев на Урале, о религиозно-общинной жизни еврейских общин, об участии евреев в русском революционном движении, в общерусской общественной жизни Урала.

Основную социальную группу еврейского населения на Урале составляли ремесленники, крайне незначительную часть - земледельцы. Некоторые евреи смогли занять должности управляющих различных предприятий и заводов.

В конце XIX - начале XX вв. на Урале создавались еврейские фирмы и товарищества, занимающиеся торговлей и производственной деятельностью. Второе место по распространенности занимали медицинские профессии. Это было обусловлено российским законодательством. Судебная реформа создала российскую адвокатуру, где сразу привлекла евреев в область юриспруденции. Евреи занимались и другими видами деятельности: работали педагогами в гимназиях, служащими в банках, занимали должности в управлениях государственными учреждениями. Также Урал дал немало известных деятелей науки и культуры. Эти люди родились на Урале, в еврейских семьях.

Представители еврейского населения участвовали в революционном движении и в борьбе за установление Советской власти в Челябинске: братья А. и С. Елькины, Р. Пивкин, С. Цвиллинг, И. Елькин, М. Поляков, С. Кривая и другие. В честь погибших в этой борьбе, в Челябинске названы улицы, установлены памятники и мемориальные доски.

Октябрьская революция изменила социальный состав и национальные традиции еврейского населения. Ослабление национально-религиозных традиций содействовало быстрой ассимиляции евреев (приобщение к советской культуре, смешанные браки). Евреи учились в высших учебных заведениях, участвовали в политической, экономической, общественной и культурной жизни города. В период индустриализации в 20-30-х годах в Челябинскую область приехали десятки тысяч людей различных национальностей, в том числе и евреи, они внесли свой вклад в создание нового общества.

В тяжелые военные годы, вместе со всем населением, евреи различных профессий, участвовали в героическом труде под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!» Так одним из разработчиков броневой стали для танков был Г.Э. Аркулис, член еврейской общины, а на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов воевало более 5 тысяч евреев из Челябинской области.

В 90-е годы в Челябинской области началось возрождение религиозной и национально-культурной жизни: еврейской религиозной общине была возвращена синагога, открыты еврейские школы, библиотеки, созданы общественные организации, стали проводиться фестивали еврейского искусства.

23 февраля 1993 года усилиями небольшой группы энтузиастов из 12 человек (Г.Ш. Рубина, М.З. Шварцмана, А.М. Песина и других) было создано «Магнитогорское общество Еврейской культуры» (МОЕК). Геннадий Шмулевич Рубин был избран председателем совета общества.

При еврейской общине была организована библиотека с небольшим фондом, которая первоначально разместилась на квартире, затем в помещении Дворца Ленинского комсомола, позднее в ДКС им. Д.Н. Мамина-Сибиряка. В 1996 г. официально заработал Магнитогорский центр национальных культур, в котором заведующей отделом еврейской культуры была назначена Заслуженный работник культуры РСФСР Раиса Зельмановна Лаздынь, она же возглавила общественную организацию «Еврейский культурный центр «Хаверим» при содействии Американского Еврейского распределительного комитета «Джойнт».

В июле 2003 года Еврейский культурный центр «Хаверим» и Благотворительный фонд «Хэсэд-Эзра» были объединены в одну организацию - Фонд «Еврейский общинно-благотворительный центр «Хэсэд-Эзра-Хаверим».

В настоящее время в городе Магнитогорске существуют 3 еврейских организации: Иудейская религиозная организация «Магнитогорская Еврейская Община», «Сохнут» и «Еврейская воскресная школа» (от посольства Израиль). Все эти три организации работают в тесном контакте с Домом дружбы народов.

Деятельность еврейской диаспоры и творческих коллективов отдела еврейской культуры ДДН, которым в настоящее время руководит Елена Матвеевна Боровкова, направлена на возрождение, сохранение и дальнейшее развитие культурного наследия, просвещение еврейского населения, приобщение его к национальным традициям.

Евреи свободно и гордо несут свою еврейскую культуру в массы! И, с огромным удовольствием, они это делают уже 24 года ансамблем еврейской песни «АТИКВА» и 22 года ансамблем еврейского танца «СИМХА»! И зрители их любят! И зрители им аплодируют! А среди них (зрителей) – люди разных национальностей! В этом и есть неоспоримый большой вклад нашего уникального учреждения культуры – Дом дружбы народов многонационального города Магнитогорска!

Еврейская община работает совместно с «Сохнутом» и «Еврейской воскресной школой», которые насчитывают около 30-ти человек (10 взрослых и 20 детей соответственно). Они изучают иврит, традиции, историю, культуру еврейского народа. Проводятся шаббаты. Дети разучивают еврейские танцы и песни, становятся участниками театрализованных представлений на сцене Дома дружбы народов.

В общине проходят мероприятия, посвященные Дню Победы советского народа в Великой отечественной войне, Международному Дню памяти жертв Холокоста, ЙОМ ШОА (Дню Катастрофы в Израиле). Издана книга «Они сражались за нашу свободу» (евреи-магнитогорцы - участники ВОВ).

Праздники «Еврейского календаря» проходят в Доме дружбы народов, согласно существующим традициям. Это праздники: «Рош-а-Шана» (Голова Года, еврейский Новый год), «Ханука» (праздник света), «Пурим» (Карнавальный праздник).

Творческие коллективы отдела еврейской культуры Магнитогорского Дома дружбы народов принимают активное участие в просветительской работе, культурной жизни города и деятельности общины.