Полинациональный отдел

В Доме дружбы народов работают армянские, еврейские, немецкие и казахские клубы, народные танцевальные и вокальные коллективы. Подробнее о каждой культуре и истории образования национальных общин в городе Магнитогорске вы сможете узнать, нажав на соответствующую строчку ниже:

  • Пленительная красота Азербайджана

    Азербайджанцы вносили свой вклад в историю развития Магнитогорска с самых первых дней основания города. У истоков возникновения легендарного Магнитостроя стоял талантливый инженер и организатор Чингиз Ильдрым.

    Второй этап участия азербайджанцев в жизни Магнитогорска приходится на семидесятые-восьмидесятые годы. В этот период из Азербайджанской ССР в высшие учебные заведения РСФСР и других союзных республик было отправлено несколько потоков студентов. Эта инициатива принадлежала первому секретарю ЦК Компартии Азербайджана Гейдару Алиеву. Обучаться молодым людям предстояло по остродефицитным специальностям - преимущественно строительного и металлургического профиля. Часть из них оказались в Магнитогорске.

    Первая группа студентов прибыла в Магнитку в 1975 году, и с тех пор ежегодно, вплоть до конца 80-х, в Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г.И. Носова приезжало 5-6 азербайджанцев. Общая численность этой волны относительно невысока, но это люди, получившие высшее образование, ставшие частью магнитогорской технической интеллигенции, помогавшие отстраивать и украшать наш город. Многие из них стали впоследствии успешными предпринимателями. В их числе - Ягуб Галамирза оглы Эйвазов, Араз Ягуб оглы Абдиев, Исмаилов Паша Зульфали оглы.

    Самый крупный по численности поток азербайджанцев, приехавших в Магнитогорск, приходится на 90-е годы. Общее количество новоприбывших доходит до 3 тысяч. В этот период Магнитка, как и другие города России, остро нуждалась в продовольствии и товарах первой необходимости. Торговля стала одной из главных социальных ниш, которую заняли магнитогорские азербайджанцы середины девяностых. Другая значимая отрасль, где пригодились их знания и умения - это строительство. Руками, в том числе азербайджанцев, построены многочисленные здания Магнитогорска постсоветской эпохи. Третье направление их деятельности - сфера услуг. И прежде всего, это кафе и рестораны, предлагающие горожанам разные блюда национальной кухни.

    Под председательством Магеррамова Полада Маггерам оглы было проведено учредительное собрание, на котором было принято решение о создании Магнитогорской городской общественной организации поддержки и развития культурных и духовных традиций азербайджанского народа «Азербайджанская диаспора г. Магнитогорска». В апреле 2011 года эта организация была официально зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области.

    В декабре 2013 года, благодаря усилиям Полада Магеррамова, было подписано соглашение о сотрудничестве между «Азербайджанская диаспора г. Магнитогорска» и Администрацией города Магнитогорска.

    С сентября 2014 по 2020 год в Доме дружбы народов действовало клубное молодежное объединение - национальная команда КВН «Стальные брови».

    В настоящее время молодая азербайджанская диаспора планирует расширить своё участие в культурной жизни города.


    Национальные праздники

    Новруз (от перс. JJJ-Я - «новый день»)

    Отмечается 21 марта. Международный день Новруз - праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Новруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям. 30 сентября 2009 г. Новруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Новруз.

    День Республики (азерб. Respublika gtinu)

    Отмечается 28 мая. День провозглашения Национальным советом Азербайджана, во главе которого был Мамед Эмин Расулзаде, независимости Азербайджанской Демократической Республики (АДР) в 1918 г. В этот день в зале дворца бывшего наместника Российского императора на Кавказе в Тифлисе была подписана Декларация независимости. Праздник отмечается с 1990 г.

    День независимости Азербайджана

    Отмечается 18 октября. В этот день в 1991 г. Верховным советом республики был принят конституционный акт о независимости. В соответствии с документом Азербайджан становился преемником существовавшей с 28 мая 1918 г. по 28 апреля 1920 г. Азербайджанской Демократической Республики.

  • Дети Арарата в Магнитогорске

    По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживает 1.980.000 армян. По неофициальным данным в Магнитогорске проживают 7000 армян.

    Армяне стали появляться на Южном Урале задолго до развала большой страны. Заметный всплеск миграции произошел после землетрясения в Спитаке в 1988 г. Можно сказать, что с этого момента началась масштабная миграция армян в область. В Магнитогорск основная часть армян прибыла в 90-х годах, с намерением жить и трудиться в городе, получив Российское гражданство. В основном армяне занимаются строительством, многие преуспели в бизнесе, также есть педагоги, врачи, которые живут и трудятся во благо общего дома - под названием Магнитка.

    Первая местная организация армян - религиозная организация «Святой Ованес Карапет» была создана в начале 1998 года, тогда было принято решение о строительстве армянского храма в городе. Идея строительства принадлежала общественному деятелю армянской диаспоры Мартыну Зурначан. Позже к нему присоединился Телман Хачатурович Мирзоян - председатель местной религиозной организации «Святой Ованес Карапет» Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской апостольной церкви.

    В 2003 году Епископ Езрас Нерсисян освятил храм. Приглашенные священники проводят в храме свадебные обряды и массовые крещения. Сейчас строительство храма близится к завершению. Камень для облицовки будет привезен из Армении - так в Магнитогорске появится кусочек родины прихожан.

    В 2009 году была создана Челябинская региональная организация поддержки и развития культурных и духовных традиции армянского народа «Союз Армян» - САрМ. Основная цель деятельности организации - сохранение национальной самобытности и развитие языка, образования и культуры армян, проживающих в г. Магнитогорске.

    Организацию возглавил молодой и энергичный Гурген Вардгесович Симонян.

    Практически в каждом городе проживают педагоги, которые работали в Армении, Магнитогорск не исключение. По инициативе Гаяне Геворгян(директор армянской воскресной гимназии) и при поддержке САрМ, при школе № 58 с февраля 2010 года начала действовать армянская воскресная гимназия имени Месропа Маштоца - создателя армянского алфавита.

    С ростом численности армянского населения в городе, возник вопрос об открытии армянской воскресной школы. В первый же год открытия гимназию посещали более 130 детей в возрасте от 6 до 20 лет. В гимназии изучают Армянский язык и литературу, историю и религию, а также национальную музыку и танцы. Армения - страна, где есть Министерство Диаспоры, которое всячески поддерживает открытие образовательных центров во всем мире. Армянская гимназия не стала исключением. В гимназии с большим энтузиазмом работают - Карине Киракосян, Лариса Погосян, Аримне Адамян, Сатеник Мелоян, Лаура Шмавонян, Айастан Сардарян, Ануш Карапетян.

    В первый же год открытия воскресной гимназии силами молодежи образовался танцевальный коллектив народного танца «Ани», названный в честь древней столицы Армении. Позже, под руководством опытного наставника и общественного деятеля армянской диаспоры - Геворга Нерсесовича Варданяна, танцевальный коллектив был переименован в «Урарту» и стал гордостью армянской диаспоры.

    В 2014 году руководителем танцевального коллектива «Урарту» стал Карапет Аршакович Саакян, всю свою жизнь посвятивший народному танцу.

    С 2012 года в Доме дружбы народов г. Магнитогорска работает Ануш Карапетян - методист отдела армянской культуры, руководитель вокального ансамбля «Аревик» (Солнышко).

    Армянские творческие коллективы успешно принимают участие как в городских, так и в областных мероприятиях, фестивалях. На Международном фестивале детского творчества «Танец маленьких утят», солистка коллектива «Аревик» - Арпине Оганесян удостоена награды лауреата 2-й степени. На Международном конкурсе «Магнит талантов» звание лауреата заслужил Ефрем Карапетян. На IX областном фестивале национальных культур звание лауреата получила Лусине Элибекян, диплом участника получила солистка ансамбля «Урарту» Софья Погосян.

    В городе образована Армянская Молодежная Организация Магнитогорска, руководителем которой является Акопян Тигран. Молодежь организует различные мероприятия, от спортивно-культурных до благотворительных.

    Армению и Россию связывают добрые крепкие узы, в основе которых общая история, культура, традиции и вера. Армяне, проживающие в России, считают своим важным долгом сохранить и укрепить дружбу между двумя народами.


    Национальные праздники

    Святое Рождество Христово и Богоявление

    Армянская Апостольская Церковь отмечает 6 января в память о событиях Рождения и Крещения Иисуса Христа.

    Терендез (Трндез)

    Отмечается 13 февраля. Армянский традиционный праздник в честь Сретения Господня (Тярнэндарач). Терендез своими народными гуляньями очень напоминает русскую Масленицу, с элементами светского западноевропейского дня Святого Валентина, ибо главные действующие супружеские в друга юноши и девушки. После праздничной литургии Тярнэндарача, во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов. Если день Тярнэндарача совпадает по времени с Великим постом, то в церквях открывают завесы алтарей и служат открытую литургию. Издавна главным атрибутом праздничного действа остается костер, через который, взявшись за руки, прыгают влюбленные пары. Считается, что если им удается совершить прыжок, не расцепляя рук, то их семья будет крепкой, а любовь вечной. Когда костер гаснет, пепел собирают и рассыпают по полям, что, согласно армянским поверьям, должно принести хороший урожай будущей осенью. В настоящее время костры разжигают реже, но те юноши и девушки, кто лишен возможности попрыгать через костер, гуляют вечером по улицам городов, держа в руках стаканчики с зажженными свечами, что является данью древнеармянским обычаям и традициям.

    День Святого Саркиса

    День покровителя влюбленных в Армении, отмечается 15 февраля. Это национальный праздник в Республике Армения. Святой Саркис - один из самых почитаемых святых Армянской апостольской церкви.

    День дарения книг в Армении

    Отмечается в стране с 2008 года 19 февраля. Праздник возник по инициативе председателя союза писателей Армении Левона Ананяна. Дата праздника выбрана не случайно: в этот день в 1869 г. родился Ованес Туманян - известный армянский писатель, поэт и общественный деятель. Династия Туманянов происходит от древнего княжеского рода, и дала армянскому народу многих талантливых людей. В этот день по всей стране проходят различные литературоведческие мероприятия, поэтические вечера, встречи с известными писателями и поэтами. Цель праздника - привить молодому поколению любовь к чтению и интерес к своей истории и культуре. Одна из праздничных традиций этого дня заключается в том, чтобы подарить интересную книгу близкому человеку.

    Вардананк (Святой Вардананц)

    Отмечается 27 февраля. День милосердия и национальной дани героям. День отмечается в память о поражении армянских войск во главе с Варданом Мамиконяном в битве с персидской армией на Аварайрском поле.

    Благовещение Пресвятой Богородицы

    Отмечается 7 апреля. Согласно библейским писаниям, 7 апреля ангелы-хранители сообщают Божьей матери, что у нее через 9 месяцев родится ребенок. Отсюда этот день и есть Благовест. Испокон веков отмечается он в Армении и армянских семьях, как день матери.

    СурбЗатик - Святая пасха

    Не имеет постоянной даты. Сегодня в Армении, как и во всем христианском мире, отмечается светлый праздник Пасхи. Армянское слово «Затик» (Пасха), происходит, вероятно, от слова «азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти.

    День памяти жертв геноцида в Армении

    Отмечается 24 апреля. Именно в этот день в 1915 году в османской столице Стамбуле были арестованы и позднее умерщвлены более 800 представителей армянской интеллигенции. Так армянский народ, большая часть которого на тот момент проживала в Западной Армении, лишился большей части интеллектуальной элиты. Вслед за этим событием последовала череда убийств и выселений этнических армян, получившая название «геноцид армян». Традиционно в этот день миллионы армян и сочувствующих им представителей других народов в разных странах мира отдают дань памяти жертвам Геноцида, унесшего жизни около 1,5 миллионов армян или около половины всех армян мира на тот период.

    Вардавар

    Праздник Преображения Иисуса Христа. В ряду армянских традиционных праздников Вардавар - это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников, армянский праздник в честь Преображения Господня. Отмечается через 14 недель после Пасхи. Широко известен своим обычаем взаимного обливания водой, которое носит очень масштабный характер. По одной из версий, название связано с культом Астхик - богини любви, водной стихии и плодородия. Отсюда и традиционное обливание водой друг друга и установление букетов из алых или оранжевых цветов перед домом (или на крыше). В субботу перед Вардаваром Церковь вспоминает Ветхозаветный Кивот и отмечает праздник Новой Св. Церкви. Понедельник после Вардавара - день поминовения усопших.

    День независимости Армении

    Отмечается 21 сентября. Этот день в 1991 году народ Армении на всенародном референдуме проголосовал за провозглашение независимости от Советского Союза, в который республика входила с 1921 года.

    Всенародный праздник вина в Армении

    Отмечается 7 ноября. Изысканные армянские вина заключают в себе все то, что можно ощутить, но нельзя выразить словами.

    День памяти жертв землетрясения 1988 года в Армении

    Отмечается 7 декабря. 7 декабря 1988 года весь мир узнал о страшной трагедии, когда был разрушен целый город, а под его развалинами погибли десятки тысяч жителей.

  • Потомки ветхозаветных творцов

    Перед первой мировой войной на Урале активно развивается промышленность, что вызвало качественные изменения в социальной сфере. Увеличился приток населения на Урал из западных губерний России. За счет такой миграции росло и еврейское население. Так, в Челябинск в 1911 году прибыло 52 еврея. Исторические документы свидетельствуют о видах деятельности евреев на Урале, о религиозно-общинной жизни еврейских общин, об участии евреев в русском революционном движении, в общерусской общественной жизни Урала.

    Основную социальную группу еврейского населения на Урале составляли ремесленники, крайне незначительную часть - земледельцы. Некоторые евреи смогли занять должности управляющих различных предприятий и заводов.

    В конце XIX - начале XX вв. на Урале создавались еврейские фирмы и товарищества, занимающиеся торговлей и производственной деятельностью. Второе место по распространенности занимали медицинские профессии. Это было обусловлено российским законодательством. Судебная реформа создала российскую адвокатуру, где сразу привлекла евреев в область юриспруденции. Евреи занимались и другими видами деятельности: работали педагогами в гимназиях, служащими в банках, занимали должности в управлениях государственными учреждениями. Также Урал дал немало известных деятелей науки и культуры. Эти люди родились на Урале, в еврейских семьях.

    Представители еврейского населения участвовали в революционном движении и в борьбе за установление Советской власти в Челябинске: братья А. и С. Елькины, Р. Пивкин, С. Цвиллинг, И. Елькин, М. Поляков, С. Кривая и другие. В честь погибших в этой борьбе, в Челябинске названы улицы, установлены памятники и мемориальные доски.

    Октябрьская революция изменила социальный состав и национальные традиции еврейского населения. Ослабление национально-религиозных традиций содействовало быстрой ассимиляции евреев (приобщение к советской культуре, смешанные браки). Евреи учились в высших учебных заведениях, участвовали в политической, экономической, общественной и культурной жизни города. В период индустриализации в 20-30-х годах в Челябинскую область приехали десятки тысяч людей различных национальностей, в том числе и евреи, они внесли свой вклад в создание нового общества.

    В тяжелые военные годы, вместе со всем населением, евреи различных профессий, участвовали в героическом труде под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!» Так одним из разработчиков броневой стали для танков был Г.Э. Аркулис, член еврейской общины, а на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов воевало более 5 тысяч евреев из Челябинской области.

    В 90-е годы в Челябинской области началось возрождение религиозной и национально-культурной жизни: еврейской религиозной общине была возвращена синагога, открыты еврейские школы, библиотеки, созданы общественные организации, стали проводиться фестивали еврейского искусства.

    23 февраля 1993 года усилиями небольшой группы энтузиастов из 12 человек (Г.Ш. Рубина, М.З. Шварцмана, А.М. Песина и других) было создано «Магнитогорское общество Еврейской культуры» (МОЕК). Геннадий Шмулевич Рубин был избран председателем совета общества.

    При еврейской общине была организована библиотека с небольшим фондом, которая первоначально разместилась на квартире, затем в помещении Дворца Ленинского комсомола, позднее в ДКС им. Д.Н. Мамина-Сибиряка. В 1996 г. официально заработал Магнитогорский центр национальных культур, в котором заведующей отделом еврейской культуры была назначена Заслуженный работник культуры РСФСР Раиса Зельмановна Лаздынь, она же возглавила общественную организацию «Еврейский культурный центр «Хаверим» при содействии Американского Еврейского распределительного комитета «Джойнт».

    В июле 2003 года Еврейский культурный центр «Хаверим» и Благотворительный фонд «Хэсэд-Эзра» были объединены в одну организацию - Фонд «Еврейский общинно-благотворительный центр «Хэсэд-Эзра-Хаверим».

    В настоящее время в городе Магнитогорске существуют 3 еврейских организации: Иудейская религиозная организация «Магнитогорская Еврейская Община», «Сохнут» и «Еврейская воскресная школа» (от посольства Израиль). Все эти три организации работают в тесном контакте с Домом дружбы народов.

    Деятельность еврейской диаспоры и творческих коллективов отдела еврейской культуры ДДН, которым в настоящее время руководит Елена Матвеевна Боровкова, направлена на возрождение, сохранение и дальнейшее развитие культурного наследия, просвещение еврейского населения, приобщение его к национальным традициям.

    Евреи свободно и гордо несут свою еврейскую культуру в массы! И, с огромным удовольствием, они это делают уже 24 года ансамблем еврейской песни «АТИКВА» и 22 года ансамблем еврейского танца «СИМХА»! И зрители их любят! И зрители им аплодируют! А среди них (зрителей) – люди разных национальностей! В этом и есть неоспоримый большой вклад нашего уникального учреждения культуры – Дом дружбы народов многонационального города Магнитогорска!

    Еврейская община работает совместно с «Сохнутом» и «Еврейской воскресной школой», которые насчитывают около 30-ти человек (10 взрослых и 20 детей соответственно). Они изучают иврит, традиции, историю, культуру еврейского народа. Проводятся шаббаты. Дети разучивают еврейские танцы и песни, становятся участниками театрализованных представлений на сцене Дома дружбы народов.

    В общине проходят мероприятия, посвященные Дню Победы советского народа в Великой отечественной войне, Международному Дню памяти жертв Холокоста, ЙОМ ШОА (Дню Катастрофы в Израиле). Издана книга «Они сражались за нашу свободу» (евреи-магнитогорцы - участники ВОВ).

    Праздники «Еврейского календаря» проходят в Доме дружбы народов, согласно существующим традициям. Это праздники: «Рош-а-Шана» (Голова Года, еврейский Новый год), «Ханука» (праздник света), «Пурим» (Карнавальный праздник).

    В концертном зале Дома дружбы народов собираются все те, кто неравнодушен к еврейской музыке, песням, танцам! Они заставляют зрителей грустить и веселиться, плакать и смеяться, радоваться жизни! В праздничных программах на сцене представляется как культура Израиля, во всём её многообразии и уникальности, так и культура восточно-европейских евреев – культура «идиш». Все выступления артистов сопровождаются бурными аплодисментами и криками «Браво!».

    Также, и в самой общине проходят еврейские праздники: «Песах» (Исход евреев из Египта), Ту-Бишват (Праздник новых деревьев), Суккот (Праздник шалашей), Симха Тора (Праздник Торы), День независимости Израиля, День Иерусалима и другие. Активное участие принимают дети «Еврейской Воскресной школы», а еврейские творческие коллективы Магнитогорского Дома дружбы народов готовят большую концертную программу.

    Творческие коллективы отдела еврейской культуры Магнитогорского Дома дружбы народов принимают активное участие в просветительской работе, культурной жизни города и деятельности общины.

    Ансамбль еврейской песни «Атиква» (Надежда)

    Ансамбль еврейского танца «Симха» (Радость)

    Дуэт еврейской песни «Яхад» (Вместе)


    Национальные праздники

    Рош-а-Шана

    «Доброго и сладкого года!» - отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош-а-Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого. «Шана» на иврите - год, а «рош» - голова, вместе голова года, то есть его начало.

    Суккос - радостное время года

    Этот праздник совпадает со временем сбора урожая. 40 лет евреи блуждали по пустыне, прежде чем удостоились вступить в земли Израиля. Они жили в простых шалашах, которые можно было быстро разобрать и перенести на другое место. В память об этих шалашах, евреи каждый год строят подобный у своего дома, этот шалаш называется "сукка".

    Шабос (шаббат) - суббота (день отдыха)

    В Шабос никто не ходит на работу и не занимается домашними делами. Это особый, светлый день, исполненный царского достоинства и величия, отмеченный покоем и радостью. Седьмой день приходит, чтобы благословить, одарить светом, теплом и любовью, освободить от всех забот и тревог.

    Песах - праздник свободы

    Фараон освободил у себя в Египте евреев, но потом сожалел, что позволил им уйти. И отправил вдогонку войско. Моисей спас евреев своим посохом и уничтожил войско фараона, а израильтяне вышли из моря свободными и невредимыми. Так бог спас и защитил свой народ.

    День памяти жертв Холокоста

    День Катастрофы и героизма еврейского народа - установлен в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период второй мировой войны.

    Ханука

    Еврейский праздник свечей, праздник света, радости, веселья, игр. Восемь дней подряд еврейский народ зажигает ханукальные свечи, в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры.

    Пурим

    Праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий».

    Ту-Бишват

    Так же называют «Рош-а-Шана ла’Иланот» - буквально «Новый год деревьев». В месяц шват распускаются почки на ветвях, и разворачивается зеленая листва, наступает новый год для всего растущего на земле.

  • Немцы России - кто они?

    Немцы в России живут с былинных времен. В большинстве своем они приезжали по приглашению властей. Так было при княгине Ольге, при Иване Грозном, и Петре Великом (немецкая слобода), и при матушке Екатерине, которая вербовала мастеровых всех специальностей, выписывала на Русь целые поселения. К тому же она сама была немецкой принцессой и успешно правила Россией более 30 лет. Сегодняшний день российских немцев неразрывно связан с днем вчерашним. По статистике и в конце существования Российской Империи, и в СССР их численность превышала 2 млн. человек.

    Уральская земля также знает немцев очень давно. Здесь они стали поселяться вместе с русскими в военных гарнизонах, в заводских поселках. В Башкирской энциклопедии сказано: «Первые немецкие поселения появились в начале 17 века». Не обошли стороной немцы и гору Магнитную. Здесь бывали: Российский естествоиспытатель, академик П.С. Паллас (1770); Академик И.П. Фальк (1771); естествоиспытатель Э.А. Эверсман, подробно описавший окрестности горы Магнитной, а также животный мир и крепость в двух томах книги «Естественная история Оренбургского края» (1831). Побывали в нашем краю и известные германские ученые: Александр Гумбольдт и Густав Розе. В 1829 г., путешествуя по Южному Уралу, они посетили и крепость Магнитную. Тогда они открыли на Урале 29 неизвестных до того науке минералов.

    В Магнитогорске Центр немецкой культуры был создан в 1996 году, с целью объединения российских немцев, проживающих в г. Магнитогорске и сельских районах. Председателями общественного центра в разные годы были: Р.Н. Бауэр (1997), А.Ф. Арнст (1998-2000), В.А. Гринимаер (2001-2011), А.А. Крель (2012), А.Я. Марталлер (2013). С 2014 года председатель Любовь Максимовна Черемухина (Миллер).

    Немецкий центр занимается изучением национальной истории и языка возрождением и пропагандой национальной культуры, обычаев, традиций российских немцев; сохранением национального самосознания и воспитанием межнационального согласия. Основные направления в работе центра: образовательное, просветительское, художественное, социальное.

    В 1997 году в Доме дружбы народов был создан отдел немецкой культуры. Отдел работал в тесном содружестве с общественным культурно-образовательным центром г. Челябинска (руководитель Вейс И.А.), филиалом которого является местный национальный культурный центр «Freundschaft» (дружба). Благодаря этому содружеству сотрудники отдела имели возможность посещать обучающие семинары по работе с пожилым населением, рабочие встречи с руководителями центров других городов, где получали информацию и материалы по социальной и культурно-массовой работе, по проведению национальных праздников.

    За счет средств МВД Германии в 2013 и в 2014 годах была оказана материальная помощь трудармейцам (День Памяти и Скорби) и в рождественские праздники.

    Отделом немецкой культуры Магнитогорского Дома дружбы народов проводились национальные календарные праздники (согласно обычаям и традициям российских немцев), музыкально-литературные лектории по национальной культуре для членов общества. С целью знакомства с культурой, историей немцев России такие мероприятия проводились и в учебных заведениях (отдел имел подшефную школу № 55, с углубленным изучением немецкого языка). Был создан творческий ансамбль немецкой песни «Содружество». На Лазаревских чтениях в г. Челябинске в 2012 году ансамбль получил диплом лауреата открытого фольклорного фестиваля.

    В отделе немецкой культуры работал клуб по интересам «Сеньорен-клуб». Активисты клуба организовывали все национальные праздники, велась волонтерская работа.

    Первым руководителем отдела немецкой культуры Дома дружбы народов была Маргарита Николаевна Радке (1997-1998). Затем её сменила Нина Фридриховна Науменко (Арнст) (1999-2000). С 2001 по 2018 год отделом руководила Любовь Максимовна Черемухина (Миллер).

    В Доме дружбы народов работает творческий коллектив Ансамбль немецкой песни «Эдельштайн».


    Немецкие календарные праздники

    Праздник Рождества

    Отмечается по католическому календарю в ночь с 24-го на 25-е декабря. Но подготовка к этому празднику начинается задолго до самого Рождества. В течение четырех недель до праздника проводятся Адвенты. Слово Адвент означает прибытие. Это предрождественское время, время подготовки к празднику Рождества, оно отмечено торжественным постом. Каждое из четырех последних воскресений перед Рождеством - Адвент. Символом Адвента является зеленый венок из еловых веток, обвитый золотыми и красными лентами, с четырьмя свечами, зажигающимися последовательно в течение четырех недель каждый воскресный вечер. В сочельник уже горят все четыре свечи. Как и многие другие обычаи, этот в своей основе опирается на веру в магическую силу кольца. По церковному предписанию, ленты этого венка должны быть, однако, не красного, а фиолетового цвета, соответствуя цвету убранства церкви во время Адвента.

    День святого Николауса

    Отмечается 6-го декабря в честь особо почитаемого святого. Святой Николаус - старый добродушный человек с длинной седой бородой. Одет как епископ или монах, но костюм мог быть и другим: старое платье, связки соломы на спине, цепь вокруг тела. В одной руке святой держал розги, а за плечами большой мешок с подарками. Николаус справлялся у родителей о поведении детей. Выслушав ответ, послушных детей одаривал орехами и сушеными фруктами, непослушных наказывал розгами. Часто святого Николауса cопровождают спутники: Пельцникель, Ругбельц, Крампус и другие. Они шествуют по улицам, щелкая кнутом, звеня бубенчиками и цепями. Образ святого Николауса был значительно модернизирован в современности, став Санта-Клаусом, он изображается на новогодних открытках в течение всего двадцатого столетия. В рождественскую ночь Святой приходит в образе рождественского деда, Вайнахтсмана, со своей помощницей Кристкинд (дитя Христос). Роль Кристкинд выполняет девочка или молодая девушка, одетая во все белое. Это как Дед Мороз и Снегурочка. Символом Рождества является Роза Христа - белоснежная роза должна напоминать о цветке Иисусовом, что расцвел во тьме неспасенного мира. Роза Христа считается вещим цветком: в Рождественскую ночь в воду ставят 12 бутонов, каждый бутон означает один месяц, и погоду предстоящего года определяют по тому, как раскрываются бутоны, т.к. закрытые бутоны означают плохую погоду, а открытые - хорошую. Красный и зеленый - классические цвета Рождества: красный напоминает о крови, что пролил за нас Христос, зеленый - это цвет Его веры в нас и нашей веры в Него. Зеленый и красный - это цвета жизни, и если мы скомбинируем зелень елки с красными яблоками, свечами и рождественскими звездами, то последуем старинным правилам.

    Пасхальное воскресенье или Пасха

    Не имеет постоянной даты. Пасха тоже имеет свои национальные особенности: пасхальные подарки приносит детям и взрослым Пасхальный Заяц, а не курица. Хотя раньше в Голштейне и Саксонии была курица, в Эльзасе - аист, в Гессене - лиса, в Швейцарии - кукушка. Заяц в конце концов победил, так как среди всех зверей лугов и полей он самый плодовитый, а кроме того он входит в свиту германской богини земли Гольды, во время ее ночных шествий освещает ей путь свечами.

    Чтобы получить подарки, детям надо обязательно смастерить гнездо для Пасхального Зайца. Обычно во дворе вырывается ямка величиной с тарелку, ее выстилают травой, а к гнезду должна вести тропинка, которая также посыпается мягкой травой - чтобы Пасхальный Заяц не поранился.

    Воскресным утром на Пасху мать обычно будила детей радостными возгласами: «Дети, вставайте, Пасхальный Заяц уже побывал у нас!». И дети обнаруживали, что Пасхальный Заяц действительно приходил: разноцветные яйца, печенье, сладости - все это было в гнездышке, и даже на тропинке, ведущей к гнезду, лежали потерянные зайцем сладости.

    Пасхальный обед начинался с разрезания яйца на столько частей, сколько членов было в семье, и для семейного благополучия каждый должен был съесть свой кусочек. На первое подавался куриный суп с лапшой, на второе жареная курица с картофельным пюре, сыр, масло. На десерт - фигурные печенья в форме барашка, зайца, а также булочки-«пасхи» - небольшие бисквитные булки, испеченные в специальных формах.

    Проводились различные пасхальные игры: разбивание и катание яиц, бросание в яйцо, сбор яиц и многое другое.

    День Благодарения или Cвятой Этельдреды

    Праздник Урожая. Отмечается в первое воскресенье октября. Принято в этот день в воскресенье после мессы освящать злаки, фрукты и цветы. Алтарь украшают колосьями и цветами, над кафедрой подвешивают венок из колосьев.

    Сразу после посещения церкви начинаются танцы и угощение с обязательным пивом. В Мюнхене в этот день проходит крупнейший в мире праздник пива. В этот день организуются также сельскохозяйственные выставки, скачки, праздничная стрельба по мишеням, коронование Короля стрелков, большой фейерверк.

    Российские немцы, в связи с депортацией 1941 года, не смогли сохранить праздничные предметы быта, бережно передававшиеся более 200 лет из поколения в поколение, были утрачены многие семейные реликвии, являвшиеся частью национальной культуры, имевшие важное этнографическое значение. Однако праздник святой Этельдреды может быть сегодня поводом для возрождения в немецких культурных центрах таких ремёсел как шитьё народных костюмов. В праздник святой Этельдреды (17 октября), в её честь проводится ярмарка, на которой хозяйки закупают на всю зиму бельё, одежду, кружевные скатерти, которые обязательно понадобятся для многих будущих трапез с участием гостей.