* » Полинациональный отдел

**

Творческие коллективы отдела:

(в алфавитном порядке)


Полинациональный отдел

Пленительная красота Азербайджана

Азербайджанцы вносили свой вклад в историю развития Магнитогорска с самых первых дней основания города. У истоков возникновения легендарного Магнитостроя стоял талантливый инженер и организатор Чингиз Ильдрым.
Второй этап участия азербайджанцев в жизни Магнитогорска приходится на семидесятые-восьмидесятые годы. В этот период из Азербайджанской ССР в высшие учебные заведения РСФСР и других союзных республик было отправлено несколько потоков студентов. Эта инициатива принадлежала первому секретарю ЦК Компартии Азер­байджана Гейдару Алиеву. Обучаться молодым людям предстояло по остродефицитным специальностям - преимущественно строительного и металлургического профиля. Часть из них оказались в Магнитогорске.

Первая группа студентов прибыла в Магнитку в 1975 г., и с тех пор ежегодно, вплоть до конца 80-х, в Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г.И. Носова приезжало 5-6 азербайджанцев. Общая численность этой волны относительно невысока, но это люди, получившие высшее образование, ставшие частью магнитогорской технической интеллигенции, помогавшие отстраивать и украшать наш город. Многие из них стали впоследствии успешными пред­принимателями. В их числе - Ягуб Галамир- за оглы Эйвазов, Араз Ягуб оглы Абдиев, Исмаилов Паша Зульфали оглы.

Самый крупный по численности поток азербайджанцев, приехавших в Магнитогорск, приходится на 90-е годы. Общее количество новоприбывших доходит до 3 тысяч. В этот период Магнитка, как и другие города России, остро нуждалась в продовольствии и товарах первой необходимости. Торговля стала одной из главных социальных ниш, которую заняли магнитогорские азербайджанцы середины девяностых. Другая значимая отрасль, где пригодились их знания и умения - это строительство. Руками, в том числеазербайджанцев, построены многочисленные здания Магнитогорска постсоветской эпохи. Третье направление их деятельности - сфера услуг. И прежде всего, это кафе и рестораны, предлагающие горожанам разные блюда национальной кухни.

Под председательством Магеррамова Полада Маггерам оглы было проведено учредительное собрание, на котором было принято решение о создании Магнитогорской городской общественной организации поддержки и развития культурных и духовных традиций азербайджанского народа «Азербайджанская диаспора г. Магнитогорска». В апреле 2011 г. эта организация была официально зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области.

В декабре 2013 г., благодаря усилиям Полада Магеррамова, было подписано соглашение о сотрудничестве между «Азербайджанская диаспора г. Магнитогорска» и Администрацией города Магнитогорска.

В сентябре 2014 г. в Доме дружбы народов было сформировано первое клубное молодежное объединение - национальная команда КВН «Стальные брови».

В настоящее время молодая азербайджанская диаспора планирует расширить свое участие в культурной жизни города.

Национальные праздники

Новруз(от перс. JJJ-Я - «новый день») - отмечается 21 марта. Международный день Новруз - праздник нового года по астрономи­ческому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Новруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям. 30 сентября 2009 г. Новруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Новруз.

День Республики (азерб.Respublika gtinu) - отмечается 28 мая. День провозглашения Национальным советом Азербайджана, во главе которого был Мамед Эмин Расулзаде, независимости Азербайджанской Демократической Республики (АДР) в 1918 г. В этот день в зале дворца бывшего наместника Российского императора на Кавказе в Тифлисе была подписана Декларация независимости. Праздник отмечается с 1990 г.

День независимости Азербайджана отмечается 18 октября. В этот день в 1991 г. Верховным советом республики был принят конституционный акт о независимости. В соответствии с документом Азербайджан становился преемником существовавшей с 28 мая 1918 г. по 28 апреля 1920 г. Азербайджанской Демократической Республики.




Дети Арарата в Магнитогорске

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в России проживает 1.980.000 армян. По неофициальным данным в Магнитогорске проживают 7000 армян.

Армяне стали появляться на Южном Урале задолго до развала большой страны. Заметный всплеск миграции произошел после землетрясения в Спитаке в 1988 г. Можно сказать, что с этого момента началась масштабная миграция армян в область. В Магнитогорск основная часть армян прибыла в 90-х годах, с намерением жить и трудиться в городе, получив Российское гражданство. В основном армяне занимаются строительством, многие преуспели в бизнесе, также есть педагоги, врачи, которые живут и трудятся во благо общего дома - под названием Магнитка.

Первая местная организация армян - религиозная организация «Святой Ованес Карапет» была создана в начале 1998 г., тогда было принято решение о строительстве армянского храма в городе. Идея строительства принадлежала общественному деятелю армянской диаспоры Мартыну Зурначан. Позже к нему присоединился Телман Хачатурович Мирзоян - председатель местной религиозной организации «Святой Ованес Карапет» Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской апостольной церкви.

В 2003 г. Епископ Езрас Нерсисян освятил храм. Приглашенные священники проводят в храме свадебные обряды и массовые крещения. Сейчас строительство храма близится к завершению. Камень для облицовки будет привезен из Армении - так в Магнитогорске появится кусочек родины прихожан.
В 2009 г. была создана Челябинская региональная организация поддержки и развития культурных и духовных традиции армянского народа «Союз Армян» - САрМ. Основная цель деятельности организации - сохранение национальной самобытности и развитие языка, образования и культуры армян, проживающих в г. Магнитогорске.
Организацию возглавил молодой и энергичный Гурген Вардгесович Симонян.

Практически в каждом городе проживают педагоги, которые работали в Армении, Магнитогорск не исключение. По инициативе Гаяне Геворгян (директор армянской воскресной гимназии) и при поддержке САрМ, при школе № 58 с февраля 2010 г. начала действовать армянская воскресная гимназия имени Месропа Маштоца - создателя армянского алфавита.

С ростом численности армянского населения в городе, возник вопрос об открытии армянской воскресной школы. В первый же год открытия гимназию посещали более 130 детей в возрасте от 6 до 20 лет. В гимназии изучают Армянский язык и литературу, историю и религию, а также национальную музыку и танцы. Армения - страна, где есть Министерство Диаспоры, которое всячески поддерживает открытие образовательных центров во всем мире. Армянская гимназия не стала исключением. В гимназии с большим энтузиазмом работают - Карине Ки- ракосян, Лариса Погосян, Аримне Адамян, Сатеник Мелоян, Лаура Шмавонян, Айастан Сардарян, Ануш Карапетян.

В первый же год открытия воскресной гимназии силами молодежи образовался танцевальный коллектив народного танца «Ани», названный в честь древней столицы Армении. Позже, под руководством опытного наставника и общественного деятеля армянской диаспоры - Геворга Нерсесовича Варданяна, танцевальный коллектив был переименован в «Урарту» и стал гордостью армянской диаспоры.

В 2014 г. руководителем танцевального коллектива «Урарту» стал Карапет Аршакович Саакян, всю свою жизнь посвятивший народному танцу.

С 2012 г. в Доме дружбы народов г. Магнитогорска работает Ануш Карапетян - методист отдела армянской культуры, руководитель вокального ансамбля «Аревик» (Солнышко).

Армянские творческие коллективы успешно принимают участие как в городских, так и в областных мероприятиях, фестивалях. На Международном фестивале детского творчества «Танец маленьких утят», солистка коллектива «Аревик» - Арпине Оганесян удостоена награды лауреата 2-й степени. На Международном конкурсе «Магнит талантов» звание лауреата заслужил Ефрем Карапетян. На IX областном фестивале национальных культур звание лауреата получила Лусине Элибекян, диплом участника получила солистка ансамбля «Урарту» Софья Погосян.

Еще один оазис армянской культуры в городе представляет преподаватель ЦЭВД «Камертон» Багиш Самсонович Мовсесян.
В городе образована Армянская Молодежная Организация Магнитогорска, руководителем которой является Акопян Тигран. Молодежь организует различные мероприятия, от спортивно-культурных до благотворительных.

Армению и Россию связывают добрые крепкие узы, в основе которых общая история, культура, традиции и вера. Армяне, проживающие в России, считают своим важным долгом сохранить и укрепить дружбу между двумя народами.


Национальные праздники

Святое Рождество Христово и Богоявление Армянская Апостольская Церковь отмечает 6 января в память о событиях Рождения и Крещения Иисуса Христа.

Терендез (Трндез) отмечается 13 февраля. Армянский традиционный праздник в честь Сретения Господня (Тярнэндарач). Терендез своими народными гуляньями очень напоминает русскую Масленицу, с элементами светского западноевропейского дня Святого Валентина, ибо главные действующие супружеские в друга юноши и девушки. После праздничной литургии Тярнэндарача, во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов. Если день Тярнэндарача совпадает по времени с Великим постом, то в церквях открывают завесы алтарей и служат открытую литургию. Издавна главным атрибутом праздничного действа остается костер, через который, взявшись за руки, прыгают влюбленные пары. Считается, что если им удается совершить прыжок, не расцепляя рук, то их семья будет крепкой, а любовь вечной. Когда костер гаснет, пепел собирают и рассыпают по полям, что, согласно армянским поверьям, должно принести хороший урожай будущей осенью. В настоящее время костры разжигают реже, но те юноши и девушки, кто лишен возможности попрыгать через костер, гуляют вечером по улицам городов, держа в руках стаканчики с зажженными свечами, что является данью древнеармянским обычаям и традициям.

День Святого Саркиса, покровителя влюбленных в Армении, отмечается 15 февраля. Это национальный праздник в Республике Армения. Святой Саркис - один из самых почитаемых святых Армянской апостольской церкви

День дарения книг в Армении отмечается в стране с 2008 г. 19 февраля. Праздник возник по инициативе председателя союза писателей Армении Левона Ананяна. Дата праздника выбрана не случайно: в этот день в 1869 г. родился Ованес Туманян - известный армянский писатель, поэт и общественный деятель. Династия Туманянов происходит от древнего княжеского рода, и дала ар­мянскому народу многих талантливых людей. В этот день по всей стране проходят различные литературоведческие мероприятия, поэтические вечера, встречи с известными писателями и поэтами. Цель праздника - привить молодому поколению любовь к чтению и интерес к своей истории и культуре. Одна из праздничных традиций этого дня заключается в том, чтобы подарить интересную книгу близкому человеку.

Вардананк (Святой Вардананц) отмечается 27 февраля. День милосердия и национальной дани героям. День отмечается в память о поражении армянских войск во главе с Варданом Мамиконяном в битве с персидской армией на Аварайрском поле.

Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля. Согласно библейским писаниям, 7 апреля ангелы-хранители сообщают Божьей матери, что у нее через 9 месяцев родится ребенок. Отсюда этот день и есть Благовест. Испокон веков отмечается он в Армении и армянских семьях, как день матери.

СурбЗатик - Святая пасха (не имеет постоянной даты). Сегодня в Армении, как и во всем христианском мире, отмечается светлый праздник Пасхи. Армянское слово «За- тик» (Пасха), происходит, вероятно, от слова «азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти.

День памяти жертв геноцида в Армении отмечается 24 апреля. Именно в этот день в 1915 г. в османской столице Стамбуле были арестованы и позднее умерщвлены более 800 представителей армянской интеллигенции. Так армянский народ, большая часть которого на тот момент проживала в Западной Армении, лишился большей части интеллектуальной элиты. Вслед за этим событием последовала череда убийств и выселений этнических армян, получившая название «геноцид армян». Традиционно в этот день миллионы армян и сочувствующих им представителей других народов в разных странах мира отдают дань памяти жертвам Геноцида, унесшего жизни около 1,5 миллионов армян или около половины всех армян мира на тот период.

Вардавар - праздник Преображения Иисуса Христа. В ряду армянских традиционных праздников Вардавар - это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников, армянский праздник в честь Преображения Господня. Отмечается через 14 недель после Пасхи. Широко извес­тен своим обычаем взаимного обливания водой, которое носит очень масштабный характер. По одной из версий, название связано с культом Астхик - богини любви, водной стихии и плодородия. Отсюда и традиционное обливание водой друг друга и установление букетов из алых или оранжевых цветов перед домом (или на крыше). В субботу перед Вар- даваром Церковь вспоминает Ветхозаветный Кивот и отмечает праздник Новой Св. Церкви. Понедельник после Вардавара -день поминовения усопших.

День независимости Армении отмечается 21 сентября. В этот день в 1991г. народ Армении на всенародном референдуме проголосовал за провозглашение независимости от Советского Союза, в который республика входила с 1921 г.

Всенародный праздник вина в Армении, отмечается 7 ноября. «Изысканные армянские вина заключают в себе все то, что можно ощутить, но нельзя выразить словами.

День памяти жертв землетрясения 1988 г. в Армении отмечается 7 декабря. В 1988 г. 7 декабря весь мир узнал о страшной трагедии, когда был разрушен целый город, а под его развалинами погибли десятки тысяч жителей.



Потомки ветхозаветных творцов

Первая волна массового притока евреев на Урал началась после издания императором Николаем I Указа от 26 августа 1827 г. о введении воинской рекрутской повинности для евреев. В Челябинской области это были солдаты кантонисты (в 1840 г. 40 человек).

Перед первой мировой войной на Урале активно развивается промышленность, что вызвало качественные изменения в социальной сфере. Увеличился приток населения на Урал из западных губерний России. Не смотря на ограничения и запреты, за счет такой миграции росло и еврейское население. Так в Челябинск в 1911 г. прибыло 52 еврея. Исторические документы свидетельствуют о видах деятельности евреев на Урале и ограничениях, налагаемых правительством на эту деятельность, о религиозно-общинной жизни еврейских общин, об участии евреев в русском революционном движении, в общерусской общественной жизни Урала.

Основную социальную группу еврейского населения на Урале составляли ремесленники. Крайне незначительную часть еврейского населения составляли земледельцы - ссыльные евреи, занимающиеся землепашеством. Государственная служба, за некоторым исключением, была запретна для евреев. Несмотря на многочисленные препятствия, некоторые евреи все же смогли занять должности управляющих различных предприятий и заводов.

В конце XIX - начале XX вв. на Урале создавались еврейские фирмы и товарищества, занимающиеся торговлей и производственной деятельностью. Второе место по распространенности занимали медицинские профессии. Это было обусловлено российским законодательством. Судебная реформа создала российскую адвокатуру, где сразу привлекла евреев в область юриспруденции. Евреи занимались и другими видами деятельности: работали педагогами в гимназиях, служащими в банках, занимали должности в управлениях государственными учреждениями. Также Урал дал немало известных деятелей науки и культуры. Эти люди родились на Урале, в еврейских семьях.
Представители еврейского населения участвовали в революционном движении и в борьбе за установление Советской власти в Челябинске: братья А. и С. Елькины, Р. Пивкин, С. Цвиллинг, И. Елькин, М. Поляков, С. Кривая и другие. В честь погибших в этой борьбе, в Челябинске названы улицы, установлены памятники и мемориальные доски.

Октябрьская революции изменила социальный состав и национальные традиции еврейского населения. Ослабление национально-религиозных традиций содействовало быстрой ассимиляции евреев (приобщение к советской культуре, смешанные браки). Новая власть позволила евреям учиться в высших учебных заведениях, участвовать в политической, экономической, общественной и культурной жизни города. В период индустриализации 20-30-х гг. в Челябинскую область приехали десятки тысяч людей различных национальностей, в том числе и евреи, они внесли свой вклад в создание нового общества.

В тяжелые военные годы, вместе со всем населением евреи различных профессий, участвовали в героическом труде под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!» Так одним из разработчиков броневой стали для танков был Г.Э. Аркулис, член еврейской общины, а на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. воевало более 5 тысяч евреев из Челябинской области.

В 90-е годы в Челябинской области началось возрождение религиозной и национально-культурной жизни: еврейской религиозной общине была возвращена синагога, открыты еврейские школы, библиотеки, созданы общественные организации, стали проводиться фестивали еврейского искусства.

23 февраля 1993 г. усилиями небольшой группы энтузиастов из 12 человек (Г.Ш. Ру­бина, М.З. Шварцмана, А.М.Песина и других) было создано «Магнитогорское общество Еврейской культуры» (МОЕК). Геннадий Шмулевич Рубин был избран председателем совета общества.
При еврейской общине была организована библиотека с небольшим фондом, которая первоначально разместилась на квартире, затем в помещении Дворца Ленинского комсомола, позднее в ДКС им. Д.Н. Мамина-Сибиряка. В 1996 г. официально заработал Магнитогорский центр национальных культур, в котором заведующей отделом еврейской культуры была назначена заслу­женный работник культуры РСФСР - Раиса Зельмановна Лаздынь, она же возглавила общественную организацию еврейский культурный центр «Хаверим» при содействии Американского Еврейского распределительного комитета «Джойнт»

В июле 2003 г. Еврейский культурный центр «Хаверим» и Благотворительный фонд «Хэсэд-Эзра» были объединены в одну организацию - Фонд «Еврейский общинно-благотворительный центр «Хэсэд-Эзра-Хаверим».

В настоящее время в городе Магнитогорске существует 3 еврейских организации: Фонд «Еврейский общинно-благотворительный центр «Хэсэд-Эзра-Хаверим», Иудейская религиозная община, «Сохнут», «Воскресная школа» (от посольства Израиль).

Деятельность еврейской диаспоры направлена на повышение интереса к национальной еврейской культуре, на сохранение культурного наследия, на просвещение еврейского населения, приобщение его к национальным традициям.

Работа общины направлена на реализацию ряда программ:

Общеобразовательная программа
Еврейская община работает совместно с «Сохнутом», где действует «Воскресная школа», которая насчитывает около 30-ти человек (20 детей и 10 взрослых). Они изучают иврит, английский язык, традиции, историю, культуру еврейского народа. Проводятся шаббаты. В рамках этой программы еврейская община сотрудничает со школами города. Дети разучивают танцы и песни, становятся участниками театрализованных представлений.

Программа «Библиотека»
В общине существовала библиотека, где проходили тематические встречи с местными поэтами и писателями, читательские конференции, знакомство с биографиями и творчеством еврейских писателей. Возглавляла программу Фаина Ароновна Порина. Под ее руководством ежегодно проводился общинный фестиваль еврейской книги (ОФЕК).Это большой праздник книги, традиций, культуры. Праздник проходил в течение недели, в нем принимали участие жители города разных возрастных групп. Организовывались выставки, где каждый находил что-то интересное для себя. Читателям нравились «Еврейские народные сказки», интересны произведения «Шолом-Алейхем», «Бабеля» и др. Востребованы были книги об иудаизме, еврейской культуре, истории, литературе. В библи­отеке проходили конкурсы детского рисунка по сюжетам еврейских сказок, где дети с удовольствием рисовали сюжеты и персонажей.

Программа «Ветеран»
В рамках программы проходят праздники, посвященные «Дню Победы», «Дню Холокоста», Дню Катастрофы. Издана книга ««Они сражались за нашу свободу» (евреи- магнитогорцы - участники ВОВ).

Программа «Праздники»
Праздники «Еврейского календаря» проходят во Дворцах культуры и театрах города, согласно существующим традициям. Это праздники: «Рош-а-Шана» (Новый год), «Ханука» (Светлый праздник), «Пурим» (Карнавальный праздник), «Песах» (Исход евреев из Египта). Также и в самой общине проходят еврейские праздники: Ту-Бишват (Праздник новых деревьев), Суккот (Праздник шалашей), Симха Тора (Праздник Торы), День независимости Израиля, День Иерусалима и другие. Активное участие принимают дети - слушатели «Воскресной школы», а творческие коллективы Магнитогорского Дома дружбы народов готовят большую концертную программу.

Программа радиопередачи «Шалом»
В рамках просветительской работы Магнитогорского Дома дружбы народов, вторую пятницу каждого месяца в передаче «Шалом» слушатели могут познакомиться с культурой и традициями еврейского народа. Программа выходит на «Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании» «ГТРК «Южный Урал» г. Магнитогорск.

Творческие коллективы Магнитогорского Дома дружбы народов принимают актив­ное участие в культурной жизни города и деятельности общины.

Национальные праздники

Рош-а-Шана - «Доброго и сладкого года!» - отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош-а-Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого. «Шана» на иврите - год, а «рош» - голова, вместе голова года, то есть его начало.

Суккос - радостное время года. Этот праздник совпадает со временем сбора урожая. 40 лет евреи блуждали по пустыне, прежде чем удостоились вступить в земли Израиля. Они жили в простых шалашах, которые можно было быстро разобрать и перенести на другое место. В память об этих шалашах, евреи каждый год строят подобный у своего дома, этот шалаш называется "сукка".

Шабос (шаббат) - суббота (день отдыха). В Шабос никто не ходит на работу и не занимается домашними делами. Это особый, светлый день, исполненный царского достоинства и величия, отмеченный покоем и радостью. Седьмой день приходит, чтобы благословить, одарить светом, теплом и любовью, освободить от всех забот и тревог.

Песах - праздник свободы. Фараон освободил у себя в Египте евреев, но потом сожалел, что позволил им уйти. И отправил вдогонку войско. Моисей спас евреев своим посохом и уничтожил войско фараона, а израильтяне вышли из моря свободными и невредимыми. Так бог спас и защитил свой народ.

День памяти жертв Холокоста - День Катастрофы и героизма еврейского народа - установлен в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период второй мировой войны.

Ханука - еврейский праздник свечей, праздник света, радости, веселья, игр. Восемь дней подряд еврейский народ зажигает ханукальные свечи, в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры.

Пурим - праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий».

Ту-Бишват - так же называют «Рош-а-Шана ла’Иланот» - буквально «Новый год деревьев». В месяц шват распускаются почки на ветвях, и разворачивается зеленая листва, наступает новый год для всего растущего на земле.



Островок Таджикистана в Магнитогорске

Более 20 лет назад произошли события, изменившие судьбы миллионов людей. В 1991 г., после распада Советского Союза, на политической карте мира появилось несколько новых государств. Молодые суверенные государства шли каждое своим путем, порой трудным и горьким: таджикский народ пережил пять лет гражданской войны. Но одни из самых поразительных качеств, которые всегда проявлял таджикский народ - удивительная жизнестойкость и трудолюбие.

За годы революционных преобразований в республике Таджикистан погибло более 100 тысяч человек, миллионы стали беженцами. 27 июня 1997 г. в Кремле конфликтующие стороны подписали соглашение «О принципах установки мира и национального согласия в Таджикистане», гарантом которого выступила Россия.

В числе тех, кто в разные годы покинул свою Родину, немало таджиков, избравших своим домом Магнитогорск. Здесь сформировалась многочисленная община, члены которой успешно работают в разных отраслях экономики города, поддерживают дружеские связи с общественными и культурными организациями, входят в большую интернациональную семью Магнитогорска.

В 2004 г. в нашем городе был создан Благотворительный фонд по поддержке и развитию культурных и деловых связей граждан Таджикистана «Мадат» (помощь). Помимо непосредственной помощи своим согражданам фонд ведет большую благотворительную деятельность в городе. Традиционными стали встречи с ветеранами войны в День Победы. Более пяти лет благотворительный фонд «Мадат» оказывает помощь ребятам из Дома-интерната № 1. Председатель данного фонда Бахтиер Гуломхусейнович Султонов.

В 2007 г. под руководством Султонова Б.Г., был создан ансамбль таджикской музыки «Бахор». Задача данного ансамбля - объединение таджикского народа, проживающего в Магнитогорске, сохранение истории, традиций культуры.

Национальные праздники

День национального единства- отмечается ежегодно 27 июня. В соответствии с указом президента Таджикистана - один из официально установленных праздников закреплен Законом Республики Таджикистан

День независимости Республики Таджикистан отмечается ежегодно 9 сентября. Главный национальный праздник Республики Таджикистан. В этот день в соответствии с Положением «О государственном флаге Республики Таджикистан» поднимается Государственный флаг Республики Таджикистан. По случаю Дня независимости по инициативе государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов проводятся мероприятия общественно-политического характера. Традиционными стали салюты и фейерверки в честь обретения независимости. 9 сентября является в Таджикистане праздничным нерабочим днем.

Ураза-байрам, известен также как Праздник разговения и Ид аль-Фитр - исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан. Отмечается первые три дня месяца Шавваль. Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (благословенного праздника). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят аль-фитр). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и др.) в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов (в ханафитском мазхабе). В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся. В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.

Курбан-байрам или ’Ид аль-адха - исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хид- жа в память жертвоприношения пророка Ибрахима. При праздновании Курбан-байрама мусульманам следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду. В мечети совершается праздничная молитва, после которой читается проповедь (хутба). Она обычно начинается с прославления Аллаха и пророка Мухаммеда, затем разъясняется происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.



Немцы России - кто они?

Немцы в России живут с былинных времен. В большинстве своем они приезжали по приглашению властей. Так было при княгине Ольге, при Иване Грозном, и Петре Великом (немецкая слобода), и при матушке Екатерине, которая вербовала мастеровых всех специальностей, выписывала на Русь целые поселения. К тому же она сама была немецкой принцессой и успешно правила Россией более 30 лет. Сегодняшний день российских немцев неразрывно связан с днем вчерашним. По статистике и в конце существования Российской Империи, и в СССР их численность превышала 2 млн. человек.

Уральская земля также знает немцев очень давно. Здесь они стали поселяться вместе с русскими в военных гарнизонах, в заводских поселках. В Башкирской энциклопедии сказано: «Первые немецкие поселения появились в начале 17 века». Не обошли стороной немцы и гору Магнитную. Здесь бывали: Российский естествоиспытатель, академик П.С. Паллас (1770); Академик И.П. Фальк (1771); естествоиспытатель Э.А. Эверсман, подробно описавший окрестности горы Магнитной, а также животный мир и крепость в двух томах книги «Естественная история Оренбургского края» (1831). Побывали в нашем краю и известные германские ученые: Александр Гумбольдт и Густав Розе. В 1829 г., путешествуя по Южному Уралу, они посетили и крепость Магнитную. Тогда они открыли на Урале 29, неизвестных до того науке минералов.

В Магнитогорске Центр немецкой культуры был создан в 1996 г., с целью объединения российских немцев, проживающих в г. Магнитогорске и сельских районах. Председателями общественного центра в разные годы были: Р.Н. Бауэр (1997), А.Ф. Арнст (1998-2000), В.А. Гринимаер (2001-2011), А.А. Крель (2012), А.Я. Марталлер (2013). С 2014 г. председатель Любовь Максимовна Черемухина (Миллер).

Немецкий центр занимается изучением национальной историей и языка возрождением и пропагандой национальной культуры, обычаев, традиций российских немцев; сохранением национального самосознания и воспитанием межнационального согласия. Основные направления в работе центра: образовательное, просветительское, художественное, социальное.

В 1997 г. в Доме дружбы народов создан отдел немецкой культуры. Отдел работает в тесном содружестве с общественным культурно-образовательным центром г. Челябинска (руководитель Вейс И.А.), филиалом которого является местный национальный культурный центр«Freundschaft»(дружба). Благодаря этому содружеству сотрудники отдела имеют возможность посещать обучающие семинары по работе с пожилым населением, рабочие встречи с руководителями центров других городов, где получают информацию и материалы по социальной и культурно-массовой работе, по проведению национальных праздников.

За счет средств МВД Германии в 2013 и в 2014 гг. была оказана материальная помощь трудармейцам (День Памяти и Скорби) и в рождественские праздники.

Отделом немецкой культуры Магнитогорского Дома дружбы народов систематически проводятся национальные календарные праздники (согласно обычаям и традициям российских немцев), музыкально-литературные лектории по национальной культуре для членов общества. С целью знакомства с культурой, историей немцев России такие мероприятия проводятся и в учебных заведениях (отдел имеет подшефную школу № 55, с углубленным изучением немецкого языка). Создан творческий ансамбль немецкой песни «Содружество» (занятия проводятся бесплатно). На Лазаревских чтениях в г. Челябинске в 2012 г. ансамбль получил диплом лауреата открытого фольклорного фестиваля.
В отделе немецкой культуры работает клуб по интересам «Сеньорен-клуб». Активисты клуба организуют все национальные праздники, ведется волонтерская работа. Также в отделе работает кружок по изучению немецкого языка. Занятия проводит опытный педагог Оксана Сергеевна Кисленко(18-летний стаж педагогической работы на кафедре иностранных языков МаГУ).

Первым руководителем отдела немецкой культуры Дома дружбы народов была Маргарита Николаевна Радке (1997-1998).
Затем ее сменила Нина Фридриховна Науменко (Арнст) (1999-2000).

С 2001 г. отделом руководит Любовь Максимовна Черемухина (Миллер).

С душой работают активисты отдела: Анатолий Фридрихович Арнст (неравнодушный человек, сделавший много для ста
новления общества); Гарри Петрович Винс (в ранней молодости репрессирован по национальному признаку, несколько лет провел в трудармии. В Магнитогорске с 1950 г. Несмотря на все испытания в жизни остается жизнерадостным человеком, принимает активное участие в работе общества и отдела. Пишет интересные рассказы, публикуется в местных газетах.);Александр Яковлевич Марталлер (один из ярких активистов, всю семью приобщил к работе общества, ни одно мероприятие не проходило без его участия). А также активисты отдела: Лушкина (Байер) Э.И., Гаврилюк (Байер) В.И., Шумакова Л.В., Пхиденко (Роттермель) В.Э. Сестры Гаврилюк В.И. и Лушкина Э.И. (участницы ансамбля «Нахтигаль», отличные помощницы в любом деле, с большим пониманием относятся к возрождению культуры российских немцев, участвуют во всех мероприятиях общества и отдела, занимаются на курсах немецкого языка). Долго сотрудничал с немецким центром и отделом немецкой культуры Сергей Борисович Топорков(был руководителем Магнитогорской организации Общества «Знание»). По грантам немецкого общества первым организовал курсы по изучению немецкого языка, курсы компьютерной грамотности, курсы бухгалтеров (программа «1C»), Старейший член общества Николай Адамович Функнержизнерадостный улыбчивый, любящий и понимающий человек. Когда началась война, ему было всего девять лет. Трудной оказалась жизнь, но природная доброта осталась. Сейчас в связи с возрастом он посещает мероприятия гораздо реже, а раньше не пропускал ни одного. Посещал вместе со своею женой Екатериной, певицей и мастерицей готовить национальные блюда.

В отделе работает творческий коллектив Ансамбль немецкой песни «Нахтигаль»

Немецкие календарные праздники

Праздник Рождества - отмечается по католическому календарю в ночь с 24-го на 25-е декабря. Но подготовка к этому празднику начинается задолго до самого Рождества. В течение четырех недель до праздника проводятся Адвенты. Слово Адвент означает прибытие. Это предрождественское время, время подготовки к празднику Рождества, оно отмечено торжественным постом. Каждое из четырех последних воскресений перед Рождеством - Адвент. Символом Адвента является зеленый венок из еловых веток, обвитый золотыми и красными лентами, с четырьмя свечами, зажигающимися последовательно в течение четырех недель каждый воскресный вечер. В сочельник уже горят все четыре свечи. Как и многие другие обычаи, этот в своей основе опирается на веру в магическую силу кольца. По церковному предписанию, ленты этого венка должны быть, однако, не красного, а фиолетового цвета, соответствуя цвету убранства церкви во время Адвента.

День святого Николауса отмечается 6-го декабря, в честь особо почитаемого святого. Святой Николаус - старый добродушный человек с длинной седой бородой. Одет как епископ или монах, но костюм мог быть и другим: старое платье, связки соломы на спине, цепь вокруг тела. В одной руке святой держал розги, а за плечами большой мешок с подарками. Николаус справлялся у родителей о поведении детей. Выслушав ответ, послушных детей одаривал орехами и сушеными фруктами, непослушных наказывал розгами. Часто святого Николауса сопровождают спутники: Пельцникель, Ругбельц, Крампус и другие. Они шествуют по улицам, щелкая кнутом, звеня бубенчиками и цепями. Образ святого Николауса был значительно модернизирован в современности, став Санта-Клаусом, он изображается на новогодних открытках в течение всего двадцатого столетия. В рождественскую ночь Святой приходит в образе рождественского деда, Вайнахтсмана, со своей помощницей Кристкинд (дитя Христос). Роль Кристкинд выполняет девочка или молодая девушка, одетая во все белое. Это как Дед Мороз и Снегурочка. Символом Рождества является Роза Христа - белоснежная роза должна напоминать о цветке Иисусовом, что расцвел во тьме неспасенного мира. Роза Христа считается вещим цветком: в Рождественскую ночь в воду ставят 12 бутонов, каждый бутон означает один месяц, и погоду предстоящего года определяют по тому, как раскрываются бутоны, т.к. закрытые бутоны означают плохую погоду, а открытые - хорошую. Красный и зеленый - классические цвета Рождества: красный напоминает о крови, что пролил за нас Христос, зеленый - это цвет Его веры в нас и нашей веры в Него. Зеленый и красный - это цвета жизни, и если мы скомбинируем зелень елки с красными яблоками, свечами и рождественскими звездами, то последуем старинным правилам.

Пасхальное воскресеньеили собственно Пасха, не имеет постоянной даты. Пасха тоже имеет свои национальные особенности: пасхальные подарки приносит детям и взрослым Пасхальный Заяц, а не курица. Хотя раньше в Голштейне и Саксонии была курица, в Эльзасе - аист, в Гессене - лиса, в Швейцарии - кукушка. Заяц в конце концов победил, так как среди всех зверей лугов и полей он самый плодовитый, а кроме того он входит в свиту германской богини земли Гольды, во время ее ночных шествий освещает ей путь свечами. Однако чтобы получить 4 подарки, детям надо обязательно смастеритьгнездо для Пасхального Зайца. Обычно во дворе вырывается ямка величиной с тарелку, ее выстилают травой, а к гнезду должна вести тропинка, которая также посыпается мягкой травой - чтобы Пасхальный Заяц не поранился. Воскресным утром на Пасху мать обычно будила детей радостными возгласами: «Дети, вставайте, Пасхальный Заяц уже побывал у нас!» И дети обнаруживали, что Пасхальный Заяц действительно приходил: разноцветные яйца, печенье, сладости - все это было в гнездышке, и даже на тропинке, ведущей к гнезду, лежали потерянные зайцем сладости. Пасхальный обед начинался с разрезания яйца на столько частей, сколько членов было в семье, и для семейного благополучия каждый должен был съесть свой кусочек. На первое подавался куриный суп с лапшой, на второе жареная курица с картофельным пюре, сыр, масло. На десерт - фигурные печенья в форме барашка, зайца, а также булочки-«пасхи» - небольшие бисквитные булки, испеченные в специальных формах. Проводились различные пасхальные игры: разбивание и катание яиц, бросание в яйцо, сбор яиц и многое другое.

Праздник Урожая или День Благодарения(праздник святой Этельдреды) отмечается в первое воскресенье октября. Принято в этот день в воскресенье после мессы освящать злаки, фрукты и цветы. Алтарь украшают колосьями и цветами, над кафедрой подвешивают венок из колосьев. Сразу после посещения церкви начинаются танцы и угощение с обязательным пивом. В Мюнхене в этот день проходит крупнейший в мире праздник пива. В этот день организуются также сельскохозяйственные выставки, скачки, праздничная стрельба по мишеням, коронование Короля стрелков, большой фейерверк. Российские немцы, в связи с депортацией 1941 г., не смогли сохранить праздничные предметы быта, бережно передававшиеся более 200 лет из поколения в поколение, были утрачены многие семейные реликвии, являвшиеся частью национальной культуры, имевшие важное этнографическое значение. Однако праздник святой Этельдреды может быть сегодня поводом для возрождения в немецких культурных центрах таких ремесел как шитье народных костюмов. В праздник святой Этельдреды (17 октября), в ее честь проводится ярмарка, на которой хозяйки закупают на всю зиму белье, одежду, кружевные скатерти, которые обязательно понадобятся для многих будущих трапез с участием гостей.
качественные скачать софт и Рецензия на Умри, но не сейчас, а так же незабываем о шаблоны dle лучшие
Поделиться: